Хмельницький портал

Можливість знати більше.

У 1565 році зустрічається перше свідчення про існування в Плоскирові (нині Хмельницький) дерев'яного укріпленого замку. Він був призначений для розташування прикордонного гарнізону...

пн.27032017

Оновлено:03:04:49 PM

Ви не авторизовані.Зареєструватись ?

Back Ви тут: Головна Про місто Інформація Історичні статті Историческое описание уездного города Проскурова Подольской губернии

Історія

Историческое описание уездного города Проскурова Подольской губернии

Глава из книги Михайло Якимович Орловський (1807-1887). Вибрані праці. Составители А.Трембицкий, С.Есюнин. Издание Хмельницкого областного краеведческого музея, осуществленное в 2007 году. Данное издание является первой попыткой переиздания избранных трудов известного исследователя Подолии, историка, этнографа и краеведа XIX в. протоиерея М.Я. Орловского (1807-1887), работы которого малоизвестны и фактически не доступны широкой аудитории.

 

ИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ УЕЗДНОГО Г. ПРОСКУРОВА ПОДОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ


Г. Проскуров, окруженный холмами, стоит на низменном, топком месте при р. Буг с северной стороны, а с западной при р. Плоской, впадающей в Буг. Весной и осенью грязь в городе бывает непроходимая. По этому жители с 1830 года начали строиться на южной возвышенности города, и туда перенесены все присутственные места. Вид на город особенно хорош из за реки Буга с возвышений деревни Заречья; через Проскуров идет почтовая дорога из г. Каменца в г. Житомир и Киев; он находится в 87 верстном разстоянии от губернского г. Каменца.

В какое именно время город Проскуров основан, исторических данных не имеется. Доколе этот край принадлежал русскому и литовскому владычеству, и был известен под русским названием Плоскирова, каковое название получил он от реки Плоский-ров, при которой расположен с западной стороны; а со времени завладения поляками этой страной, прежнее его название изменилось в Проскуров. Поляки многим селам и городам давали произвольные названия, которые и доселе за ними остались.

В 1432 и 1433 годах, владел уже частью Подолья, в том числе и Проскуровом, литовский князь Свидригайло, но по нерасположенности его к польскому двору, король Владислав Ягелло отнял у него это владение. Достоверно, что при польском правительстве Проскуров был королевским староством т. е. столовым имением короля, и в нем были располагаемы войска для защити края от татар, турок и казаков. Некогда здесь была крепость с западной стороны города на укрепленном природой со всех сторон острове, который с восточной стороны от города обтекает безыменный ручей на довольно далеком расстоянии, а с западной стороны р. Плоская с обширными вязкими болотами. Теперь не осталось и следов от замка, исключая земляных насыпей. Когда замок построен был и кем, неизвестно; вероятнее всего, в то время, когда татары часто опустошали Подолье, начиная с XIII по XVIII века. Теперь на этом месте стоит каменный римско-католический костел, построенный помещиком Летичевского уезда Матвеем Журавским. Сюда из города через топкое место безыменного ручья, для удобного сообщения с костелом проведена земляная плотина. Так исчезла память и следы бывших укреплений г. Проскурова!.. Забыты и строители их, думавшие этими укреплениями на всегда обессмертить свое имя.

Сигизмунд Август ІІ, король Польский, в привилегии своей, данной в 1550 году, называя уже Проскуров селом, говорит: "Вознаграждая усердную службу и примерную храбрость Мацея Влодки из Германова хорунжего и старосту Каменецкого за охранение границ от вторжения хищных неприятелей, награждаем его навсегда в пожизненное владение нашими следующими селами: Проскуровом, Лесновом (Глезновом)и Голешыном с их принадлежностями, лежащими при р. Буг". Полагать можно, что вскоре после того, Проскуров сделался местечком, и король польский Стефан Баторий, согласясь на просьбу жителей Проскурова, принадлежащего тогда вотчиннику ротмистру Станиславу Влодке, позволил завести в нем ярмарки, на Новый год и в день Рождества Христа Спасителя, а торги еженедельно по вторникам. Впоследствии времени, местечко Проскуров поступило в состав королевских имений, а потом опустошено казаками и татарами, вероятнее, во время войск гетмана Хмельницкого с поляками.

Из люстрации, бывшей в 1665 году видно, что владетелем этого местечка с прочими, принадлежащими к нему селами, был Мартин Замойский, подчаший львовский, полковник королевского войска, что в Проскурове существовало тогда 12 домов; подати жители никакой не платили, потому, что после разных смут, бывших в этом крае, недавно в нем поселились, а в имениях принадлежащих Проскурову, как-то: Заржече, Голешыне, Лезнове, Мацьковцах и Волице, небыло ни одного жителя; пруды и мельницы оставались в запустении. Через набеги татарские и казацкие, никто не мог удержаться на месте: по этому на будущее время польское правительство постановило: от настоящей люстрации et feliciora tempora (и в ожидании лучших времен), как сказано, владетель этих имений обязан вносить в казну республики под собственную ответственностью, как законом сказано, только по 5 руб. Из люстрации же в Проскурове бывшей в 1765 году, видно, что он платил податей ежегодно с извозами, серповым, прудом, винокурнями, пчельного десятинного, очковым от пней пасеки и арендным содержанием, всего злотых польских 20363 и грошей 6 (3054 руб. 48 коп.). Тогда в Проскурове были уже следующие цеха: кушнирский (овечьей фабрики) с портняжным, ткацкий с сапожничьим, кузнечный с бондарским.

Король Станислав Понятовский, в привилегии своей, данной 22 декабря 1775 года г. Проскурову, говорит: "имея отеческую заботливость на обедневший через разные несчастные случаи этой страны г. Проскуров, для поддержания его, мы назначаем в нем следующие ярмарки, на новый год и на зачатие Св. Анны, по русскому календарю, и обе эти ярмарки должны продолжаться две недели". Из люстрации, учиненной в 1789 году, видно уже, что г. Проскуров имеет 184 дома еврейских, мещан тяглых15 (с скотом) 96, бобылей16 и пеших17 126; доход с города получается 24138 злотых польских (3305 руб. 70 коп.). К этому городу принадлежали села: Заржече, Олешин, Иванковцы и Лезнов, все эти имения были тогда во владении Констанции, из Чарторийских, Замойской.

В 1786 году Проскуровский магистрат жаловался польскому правительству, что он исполняя предписания универсалов правительства, вместе с причисленным к нему местечком Подолем, или Буцнивцами, обязан представлять учеников для обучения медицине на своем содержании, но не смотря на многие приглашения разделять с ними издержки по этому предмету, м. Подоле решительно отказалось. Жители г. Проскурова собрали 400 польских злотых (60 руб.) на одеяние, подводу, и сверх того уплатили 126 злотых за ученика Войцеха Пляцковского, которого выслали в Краков для обучения его медицине. Он продолжал там учение 3 года, и они ежегодно платили за него по 120 зл. (18 руб.). Так как ученик не имел никаких средств к жизни, а местечко Подоле или Буцнивцы, отказало ему и теперь в пособии, то жители Проскурова просили правительство, чтобы это местечко половину издержек, употребленных на содержание ученика непременно им возвратили, а на будущее время домогались причислить к Проскурову другое местечко, которое могло бы вместе с ними нести издержки на этот общеполезный предмет.

По возвращении сего края к России в 1796 году, в нем учрежден уездный город Подольской губернии и в том же году дан этому городу следующий герб: на голубом поле три стрелы крестообразно положенные, средняя острием вниз; а две вверх. Этот герб заимствован из древних судебных актов.

В 1822 году страшный пожар истребил все древние акты г. Проскурова; ныне никаких исторических памятников о нем не осталось.

Около 1839 года построен здесь красивый каменный православный собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы, на ассигнованную из казны сумму: в нем находится деревянная икона Божьей Матери, старинной живописи в серебряно-позлаченной ризе, считающаяся чудотворной; православные и даже католики имеют особенное к ней почтение.

Православные жители в городе Проскурове составляют едва третью часть против католиков-мещан: эти мещане, потомки переселенцев из Польского Мазовецкого воеводства, водворены здесь еще в конце второй половины ХVII века польским коронным гетманом Мартином Замойским; они подарены были ему королем Стефаном Баторием за заслуги отечеству: тем же гетманом, с восточной стороны на четверть версты от города заселены были ими деревня Заречье, а с западной деревня Гречана, и там же на пяти верстном расстоянии деревни: Шаравочка и Мацьковцы. В этих деревнях, как и в Проскурове, они доселе не изменили своего природного типа, не смотря на то, что столь долгое время живут между малороссами; резко отличаются от малороссов в общежитии, характере и одежде. Они носят одежду велико-польскую как мужчины, так и женщины; говорят исковерканным польским языком, т. е. мазовецким наречием; волосы у мужчин и женщин вообще светло русые, лицом худощавы, глаза серые. Это настоящий тип польских мазуров: их в нашей стороне и называют мазурами. Они привержены до фанатизма к католицизму, и посему не только не сродняются, но даже имеют какое-то не расположение к православным жителям.

Дополнительные сведения о г. Проскурове из клировых за 1862 год ведомостей.

В г. Проскурове Собор каменный, во имя Рождества Пресвятой Богородицы. На содержание священно и церковно-служителей получается из казны жалования 585 руб. серебром.

Причт составляют: 1, Протоиерей получает жалованья 210 р. 1, Священник 150 р. 1, Диакон 90 р. 1, Дьячок 60 р. Пономарь 45 р. и прсфирия 30 р.

Домов церковных, кроме ветхой школки для сторожа, нет. Настоятель проживает в собственном доме, священник занимает дом упраздненного Духовного Правления; диакон тоже в собственном доме; прочие причетники помещаются разом с сторожем в одной школке. Содержание их довольно скудно по причине преобладания в сем городе католицизма.

Жителей собственно в г. Проскурове чиновников мужского пола 84, женского 67, военных мужского 320, женского 172, мещан: православных мужского пола 212, женского 266, католиков мужского 1064, женского 691, да в приселке Заречье православных мужского пола 84, женского 88, католиков мужского 320, женского 310. А всех прихожан: православных мужского пола 700, женского 593, католиков мужского 1384, женского 1001.

Священник Михаил Орловский